(495)788-82-02

ПАРТНЕРЫ

 

 

МВТ ТРЕЙД

 


Полезные ссылки
ИФНС России

Новости для бухгалтера 03.05.12


1. Установлены особенности переноса праздничных дней Новогодних каникул

Федеральный закон от 23.04.2012 N 35-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 122 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"

 

Федеральным законом от 23.04.2012 N 35-ФЗ установлено, что Новогодние каникулы продлятся с 1 по 8 января включительно (ст. 112 ТК РФ). Два выходных, совпадающих с указанными нерабочими праздничными днями и Рождеством, будут переноситься на другие дни в очередном календарном году. Соответствующее постановление принимает Правительство РФ.

 

2. Утвержден перечень объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность

Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 308 "Об утверждении перечня объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, для которых не предусмотрено установление классов энергетической эффективности"

 

16 апреля 2012 г. Правительство РФ утвердило перечень объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, для которых не предусмотрено установление классов энергетической эффективности. Данный документ вступил в силу 1 мая 2012 г.

Теперь в отношении указанных объектов налогоплательщики могут:

1) в целях налога на прибыль начислять амортизацию с применением специального коэффициента, но не выше 2 (подп. 4 п. 1 ст. 259.3 НК РФ). Как указал Минфин России в Письме от 04.04.2011 N 03-03-06/1/209, норму амортизации, рассчитанную с учетом повышающего коэффициента, можно применять к основным средствам, которые имеют высокую энергетическую эффективность, с 1 января 2010 г. Таким образом, налогоплательщики вправе пересчитать суммы начисленной за 2010 и 2011 гг. амортизации по данному имуществу. Для этого можно подать соответствующие уточненные декларации по налогу на прибыль или учесть сумму переплаты в том отчетном периоде, в котором вступило в силу рассматриваемое Постановление Правительства РФ (п. 1 ст. 54 НК РФ);

2) не уплачивать налог на имущество (п. 21 ст. 381 НК РФ). Данная льгота предоставляется на три года с момента постановки рассматриваемых объектов на учет. Напомним, что в Письмах Минфина России от 21.02.2012 N 03-05-05-01/11 и от 27.01.2012 N 03-05-05-01/06 разъясняется следующее: п. 21 ст. 381 НК РФ вступил в силу 1 января 2012 г. и его действие распространяется на объекты, которые введены в эксплуатацию начиная с указанной даты.

 

3. В заявительном порядке НДС можно возместить частично

Письмо Минфина России от 04.04.2012 N 03-07-15/32

 

Налогоплательщик имеет право на зачет (возврат) НДС, заявленного к возмещению, до завершения камеральной проверки соответствующей декларации. Применять заявительный порядок возмещения указанного налога могут организации, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, уплаченных за три предшествующих календарных года, равна или превышает 10 млрд руб., а также налогоплательщики, которые не позднее пяти дней с момента подачи декларации представят действующую банковскую гарантию, отвечающую установленным требованиям (п. 2 ст. 176.1 НК РФ).

Заявительный порядок можно использовать в отношении как всей суммы, заявленной к возмещению в декларации за соответствующий налоговый период, так и ее части. Возможность частичного возмещения НДС данным способом, по мнению Минфина России, следует из ст. 176.1 НК РФ.

Так, при подаче налогоплательщиком заявления о применении заявительного порядка возмещения налога инспекция проверяет соблюдение установленных требований и принимает решение о возмещении или об отказе в возмещении НДС (п. 8 ст. 176.1 НК РФ). При этом если на момент вынесения решения о возмещении НДС в заявительном порядке у налогоплательщика имеется задолженность по налогам (пеням, штрафам), то инспекция самостоятельно погашает ее за счет налога, возмещаемого указанным способом. Таким образом, в данном случае НДС возмещается частично.

Кроме того, если в дальнейшем при камеральной проверке декларации будут выявлены нарушения и окажется, что возмещенная в заявительном порядке сумма НДС превышает ту, которая должна быть возмещена, решение о возмещении отменяется полностью или частично. Одновременно с этим отменяются решения о возврате НДС (полностью или частично) и (или) о зачете в части суммы налога, который по результатам камеральной проверки не подлежит возмещению. В течение пяти дней со дня принятия решения об отмене возмещения (возврата или зачета) налога налогоплательщику направляются соответствующее сообщение и требование о возврате в бюджет излишне полученных (зачтенных) в заявительном порядке средств (налога и процентов за просрочку возмещения в случае их перечисления) в размере, пропорциональном доле излишне возмещенного НДС в общей сумме налога, которая возмещена в заявительном порядке. На возвращаемые налогоплательщиком суммы исходя из двукратной ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период пользования бюджетными средствами, начисляются проценты. Данные правила установлены в п. п. 14 - 17 ст. 176.1 НК РФ.

Напомним, что в соответствии с подп. 4 п. 6 ст. 176.1 НК РФ сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязательства по возврату в бюджет НДС, заявленного к возмещению, в полном объеме. Поскольку согласно п. 8 ст. 176.1 НК РФ инспекция принимает одно решение о возмещении налога в заявительном порядке, налогоплательщик может применять этот порядок при представлении только одной банковской гарантии, выданной на заявленную к возмещению сумму налога в полном размере (Письмо Минфина России от 27.12.2011 N 03-07-15/132).

 

4. Особенности представления декларации по НДС при осуществлении деятельности по договорам инвестиционного товарищества, простого товарищества, доверительного управления имуществом и по концессионным соглашениям

Письмо ФНС России от 13.04.2012 N ЕД-4-3/6289@ "О порядке применения положений пункта 5 статьи 174.1 НК РФ"

 

Особенности представления декларации по НДС уполномоченным управляющим товарищем инвестиционного товарищества, участником договора простого товарищества, концессионером и доверительным управляющим установлена п. 5 ст. 174.1 НК РФ. В нем указано, что данные лица подают отчетность в инспекцию по месту своего учета отдельно по каждому договору (простого товарищества, инвестиционного товарищества, доверительного управления имуществом, концессионному соглашению). Напомним, что названный пункт действует с 1 января 2012 г.

В рассматриваемом Письме ФНС России разъяснила, что участник договора простого товарищества, на которого возложено ведение общего учета операций, концессионер, доверительный управляющий представляют в налоговый орган по месту своего учета одну налоговую декларацию. Это связано с тем, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрен раздельный учет инспекцией сумм НДС, уплачиваемых в связи с выполнением соответствующих договоров. Вместе с тем учет операций, совершаемых по данным договорам, указанные лица должны вести отдельно. Аналогичные разъяснения содержатся в Письме Минфина России от 05.04.2012 N 03-07-15/34, которое было направлено нижестоящим налоговым органам Письмом ФНС России от 09.04.2012 N ЕД-4-3/5892@.

В то же время управляющий товарищ инвестиционного товарищества, ответственный за ведение налогового учета, представляет в инспекцию отдельную декларацию по НДС по операциям, совершенным в рамках каждого договора инвестиционного товарищества. По деятельности, осуществляемой вне рамок этих договоров, также представляется отдельная декларация по НДС. Как указывает налоговое ведомство, такой порядок подачи отчетности необходим, в частности, для обеспечения реализации положений Налогового кодекса РФ, устанавливающих особенности взыскания недоимки, образовавшейся в связи с ведением деятельности в рамках договора инвестиционного товарищества. Данные особенности рассмотрены в Практическом комментарии основных изменений налогового законодательства с 2012 года.

Также в рассматриваемом Письме ФНС России разъясняет, что при заполнении декларации по НДС в отношении деятельности в рамках договора инвестиционного товарищества уполномоченный управляющий товарищ указывает следующие коды налогового периода:

- 25 - I квартал;

- 26 - II квартал;

- 27 - III квартал;

- 28 - IV квартал.

В показатель декларации "По месту нахождения (учета) (код)" вносится буква "Д" и цифровой двузначный индекс договора инвестиционного товарищества (например, Д01). Данный индекс устанавливает уполномоченный управляющий товарищ.

 

 

 

Комментарии

 

1. Утверждена новая форма декларации по налогу на прибыль

 

Название документа:

Приказ ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@ "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения"

 

Комментарий:

ФНС России выпустила Приказ от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@ (далее - Приказ), которым утверждена новая форма декларации по налогу на прибыль, а также порядок ее заполнения и формат электронной декларации. Внесение изменений в бланк документа было обусловлено многочисленными поправками к гл. 25 НК РФ, часть из которых нашла свое отражение в новой форме декларации.

Наиболее заметное изменение в бланке декларации связано с введением в Налоговый кодекс РФ новой главы о создании консолидированных групп налогоплательщиков. Напомним, что консолидированная группа налогоплательщиков (далее - КГН) - это добровольное объединение плательщиков налога на прибыль на основе договора для исчисления и уплаты данного налога с учетом совокупного финансового результата их хозяйственной деятельности (п. 1 ст. 25.1 НК РФ). Налог, а также авансовые платежи по нему исчисляет и уплачивает ответственный участник КГН. Он же ведет налоговый учет консолидированной налоговой базы на основании информации из налоговых регистров каждого участника этой группы, а также представляет налоговые декларации в инспекцию по месту регистрации договора о создании КГН в общеустановленные сроки (подп. 2, 3 п. 3 ст. 25.5, п. 8 ст. 289 НК РФ). Остальные участники группы ведут налоговый учет в соответствии со ст. 313 НК РФ и предоставляют данные учета ответственному участнику.

В новой форме декларации появилось два новых раздела, целиком предназначенных именно КГН. Это расчет авансовых платежей и налога на прибыль организации в бюджет субъекта РФ по КГН и такой же расчет по ее участнику без входящих в него обособленных подразделений или отдельно по обособленным подразделениям (Приложения N 6 и N 6а к листу 02). Однако отдельные декларации по участникам КГН, по их обособленным подразделениям не составляются, кроме случаев, когда участники КГН получают доходы, не включаемые в консолидируемую налоговую базу этой группы, например, дивиденды, облагаемые налогом у источника выплаты (п. п. 1.6.4, 1.6.5, 1.7 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль организаций (далее - Порядок), ст. 278.1 НК РФ). Если участники группы имеют такие доходы, то они подают отдельную декларацию по ним, поскольку исполняют обязанности налоговых агентов. При этом на титульном листе декларации в графе "по месту нахождения (учета)" указывается код 213 или 214. При подаче декларации в целом по КГН указывается код 218.

Один из пунктов Порядка подачи декларации противоречит Налоговому кодексу РФ. В соответствии с абз. 5 п. 1.7 Порядка участники, исполняющие обязанности налогового агента и не имеющие доходов, не включаемых в консолидируемую налоговую базу, должны подавать декларацию в составе титульного листа, подраздела 1.3 Раздела 1 и Листа 03. Однако в Налоговом кодексе РФ есть прямое указание на отсутствие такой обязанности у участников группы, которые не получили таких доходов (абз 1 п. 7 ст. 289 НК РФ). Кроме того, согласно абз. 2 п. 1 той же статьи налоговые агенты подают декларации только в случае выплаты доходов налогоплательщику. Следовательно, входящие в КГН налоговые агенты, у которых в налоговом (отчетном) периоде не было доходов, не учитываемых в консолидированной базе, декларацию подавать не обязаны.

Необходимо иметь в виду, что первой налоговой декларацией по консолидированной группе должна быть декларация за I квартал 2012 г. Представить ее нужно не позднее 30 апреля 2012 г. Учитывая, что Приказ ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@ на данный момент не был официально опубликован, до указанной даты он не вступил в силу. Минфин России в Письме от 18.04.2012 N 03-03-10/39 разъяснил, что действующая в настоящее время форма декларации не позволяет корректно отразить расчет авансового платежа по налогу на прибыль, подлежащего уплате в бюджеты субъектов РФ. Поэтому ведомство рекомендовало ответственным участникам КГН представить декларации за I квартал 2012 г. по форме, утвержденной рассматриваемым Приказом, независимо от срока вступления его в силу, а налоговым органам обеспечить прием указанных деклараций.

Еще одно изменение в форме декларации вызвано появлением в Налоговом кодексе РФ новых правил контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. После вступления в силу ст. ст. 105.12 (метод сопоставимой рентабельности) и 105.13 НК РФ (метод сопоставления прибыли) при использовании налоговыми органами названных методов для определения рентабельности сделки сумма полученной налогоплательщиком прибыли может быть скорректирована. В новой декларации организации смогут отразить суммы таких корректировок в строке 107 Приложения N 1 к листу 02 (Доходы от реализации и внереализационные доходы).

Остальные изменения в бланке декларации носят в основном технический характер. Некоторые поправки к налоговому законодательству нашли свое отражение также в Порядке ее заполнения.

С 1 января 2012 г. средства, поступающие ТСЖ, ЖК, ЖСК и иным специализированным потребительским кооперативам и управляющим организациям от собственников помещений на финансирование ремонта (в том числе капитального) общего имущества многоквартирных домов, являются средствами целевого финансирования (Федеральный закон от 16.11.2011 N 320-ФЗ). Соответственно, они не учитываются в доходах по налогу на прибыль. Указанные суммы рассматриваемым Приказом были внесены в Перечень имущества, полученного в рамках целевых поступлений (целевого финансирования), приведенный в Приложении N 3 к Порядку.

Ряд изменений было внесено в порядок учета расходов на проведение научных исследований и опытно-конструкторских разработок. В частности, Федеральным законом от 07.06.2011 N 132-ФЗ была введена ст. 267.2 НК РФ, в соответствии с которой налогоплательщики теперь вправе формировать резерв предстоящих расходов на НИОКР. Сами строки декларации, в которых отражаются расходы на данную деятельность (052 - 055), не изменились, однако в п. 7.1 Порядка появилось уточнение, что в состав расходов, которые указываются в данных строках, налогоплательщик, формирующий резерв предстоящих расходов на НИОКР, включает расходы, осуществленные за счет этого резерва.

С 1 января 2009 г. согласно п. 24.1 ст. 255 НК РФ организации вправе учитывать в расходах суммы возмещения работникам затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение или строительство жилья (до 3 процентов от суммы расходов на оплату труда). Предполагалось, что данное правило будет применяться до 1 января 2012 г., но это ограничение снято (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 21.11.2011 N 330-ФЗ). Поэтому суммы возмещения указанных затрат работникам были внесены в Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, расходов, учитываемых отдельными категориями налогоплательщиков (Приложение N 4 к Порядку).

В этот же Перечень были внесены доходы от реализации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов. С 1 января 2012 г. доходы судовладельцев от реализации таких судов не облагаются налогом на прибыль. Соответствующие изменения внесены в подп. 33 п. 1 ст. 251 НК РФ Федеральным законом от 07.11.2011 N 305-ФЗ.

Как уже было сказано, на момент выхода данного выпуска обзора Приказ еще не был официально опубликован. Согласно п. п. 1 и 5 ст. 5 НК РФ нормативные правовые акты о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем через месяц с даты официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода. Каких-либо исключений для форм деклараций или указаний на связь отчетного периода и вступления документа в силу в данной норме нет. Налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год (ст. 285 НК РФ). Таким образом, налогоплательщики вправе не использовать новую форму при подаче декларации за отчетные периоды 2012 г. вплоть до отчета за весь текущий год.

 

2. Установлены ли критерии суммы доходов в отношении сделок, совершенных через посредников, в целях признания их контролируемыми?

 

Название документа:

Письмо Минфина России от 09.04.2012 N 03-01-18/3-46

 

Комментарий:

По общему правилу сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Однако если все стороны и выгодоприобретатели сделки, заключенной между взаимозависимыми лицами, зарегистрированы в России, проживают в России или являются налоговыми резидентами РФ, то такая сделка будет признана контролируемой только при наличии хотя бы одного из следующих условий (п. 2 ст. 105.14 НК РФ):

1) сумма доходов по сделкам между указанными лицами за календарный год превышает 1 млрд руб. (за 2012 г. - 3 млрд руб., за 2013 г. - 2 млрд руб.);

2) одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, исчисляемого по ставке в процентах (например, такая ставка применяется в отношении кондиционных руд черных металлов, подземных промышленных и термальных вод, минеральных вод и лечебных грязей). Одновременно предметом сделки должно являться добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны объектом обложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по ставке в процентах. Сумма доходов по таким сделкам за календарный год должна превышать 60 млн руб.;

3) хотя бы одна из сторон сделки применяет ЕСХН или ЕНВД (сделка должна быть заключена в рамках деятельности, облагаемой данным налогом). При этом стороной сделки также должно быть лицо, не применяющее указанные спецрежимы. Сумма доходов по таким сделкам за календарный год должна превышать 100 млн руб.;

4) хотя бы одна из сторон сделки имеет освобождение от обязанностей плательщика налога на прибыль или является участником проекта "Сколково", применяющим нулевую ставку по данному налогу. При этом другая сторона сделки не применяет указанное освобождение или нулевую ставку. Сумма доходов по таким сделкам за календарный год должна превышать 60 млн руб.;

5) хотя бы одна из сторон сделки является резидентом ОЭЗ, в которой предусмотрены специальные льготы по налогу на прибыль. При этом другая сторона сделки не является резидентом данной ОЭЗ. Сумма доходов по таким сделкам за календарный год должна превышать 60 млн руб. Напомним, что последнее правило будет применяться с 1 января 2014 г. (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ).

К сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются, в частности, сделки между взаимозависимыми лицами, совершенные через посредников (подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). При этом посредники в цепочке сделок должны только организовывать сделку, не используя никаких активов и не принимая на себя никаких рисков. Напомним, что указанные положения подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ в части признания контролируемыми сделок с плательщиками ЕСХН или ЕНВД применяются с 1 января 2014 г. (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ).

В комментируемом Письме Минфин России разъяснил, что в отношении сделок между взаимозависимыми лицами, совершенных через цепочку посредников, в Налоговом кодексе РФ не установлена сумма дохода, при превышении которой данные сделки становятся контролируемыми. Вывод финансового ведомства может быть обоснован тем, что критерии, касающиеся величины дохода, установлены для сделок между взаимозависимыми лицами, а сделки с участием посредников таковыми не являются, они лишь приравнены к ним.

Однако это не единственно возможный вариант трактовки положений п. п. 1 и 2 ст. 105.14 НК РФ. Поскольку в абз. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ указано, что сделки между взаимозависимыми лицами, совершенные через цепочку посредников, приравниваются к сделкам между взаимозависимыми лицами, то на них также должны распространяться положения Налогового кодекса РФ, касающиеся сделок между взаимозависимыми лицами, и, в частности, условие о величине доходов. Это будет правомерно, если все стороны и выгодоприобретатели такой цепочки сделок зарегистрированы в России, проживают в России или являются налоговыми резидентами РФ.

 

 

 

Судебное решение недели

 

Неявка работника на прием к врачу без уважительных причин не влечет снижения размера пособия по временной нетрудоспособности на весь оставшийся период болезни

(Постановление Президиума ВАС РФ от 14.02.2012 N 14379/11)

 

Отделение ФСС РФ (далее - фонд) отказало организации в возмещении части расходов на выплату работнику пособия по временной нетрудоспособности. Находящийся на больничном сотрудник явился на прием к врачу на неделю позже назначенного срока, в связи с чем в листок нетрудоспособности была внесена отметка о нарушении режима. Признав причину неявки работника на очередной осмотр неуважительной, фонд пришел к выводу о необходимости снижения размера пособия в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (далее - Закон N 255-ФЗ). Однако комиссия по социальному страхованию предприятия сочла причину неявки уважительной, а период нарушения - незначительным. Работодатель оспорил решение фонда в судебном порядке.

Суды всех трех инстанций признали решение фонда правомерным, руководствуясь тем, что в силу п. 2 ч. 1 ст. 8 Закона N 255-ФЗ неявка застрахованного лица без уважительной причины в назначенный срок на врачебный осмотр является основанием для уменьшения размера пособия по временной нетрудоспособности. При этом период его снижения не ограничен датой явки работника на прием к врачу. Однако Президиум ВАС РФ, рассматривавший данное дело в порядке надзора, пришел к иному выводу.

Президиум ВАС РФ указал, что причину неявки работника на осмотр фонд признал неуважительной за весь период неявки, который составляет неделю. Однако работник оставался нетрудоспособным еще несколько месяцев. Пункт 2 ч. 1 ст. 8 Закона N 255-ФЗ не содержит положения о том, что неявка застрахованного лица в назначенный срок к врачу влечет снижение размера пособия со дня, когда было допущено нарушение, до дня окончания периода нетрудоспособности. Принимая во внимание указанное обстоятельство, а также учитывая признание комиссией периода нарушения режима незначительным и отсутствие нарушений в дальнейшем, ВАС РФ пришел к выводу об отсутствии оснований для снижения размера пособия. Суд отметил, что при вынесении решения фонд должен был учесть принцип соразмерности, то есть установить ответственность лишь за виновное деяние, определить тяжесть содеянного и иные существенные обстоятельства, влияющие на выбор применяемых мер ответственности. Однако фонд данные требования не выполнил.

Таким образом, нижестоящие суды правильно установили фактические обстоятельства неявки застрахованного работника на прием к врачу, но при принятии судебных актов не обеспечили соблюдения таких общих принципов юридической ответственности, как справедливость и соразмерность. Оснований для снижения размера пособия на весь период нетрудоспособности фонд и суды не представили, поэтому решение фонда было признано недействительным.

Аналогичной судебной практики нет.