(495)788-82-02

ПАРТНЕРЫ

 

 

МВТ ТРЕЙД

 


Полезные ссылки
ИФНС России

Новости для бухгалтера 04.04.2012


1. Утверждена новая форма РСВ-1 ПФР

Приказ Минздравсоцразвития России от 15.03.2012 N 232н "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и порядка ее заполнения"

 

В связи с изменениями в Федеральном законе от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ), вступившими в силу с 1 января 2012 г., Минздравсоцразвития России утвердило новую форму расчета РСВ-1 ПФР и порядок ее заполнения. Она применяется с отчетности за I квартал 2012 г. Форма, которая использовалась ранее (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 894н), утрачивает силу.

Остановимся на основных изменениях новой формы РСВ-1 ПФР.

Во-первых, с 1 января 2012 г. все взносы на обязательное медицинское страхование перечисляются в ФФОМС, поэтому упоминания о территориальных фондах исключены из названия расчета, а также из его разделов. В титульный лист добавлено новое поле "Прекращение деятельности", которое заполняется только при ликвидации организации или прекращении деятельности предпринимателя (в поле указывается буква "Л"). Для заполнения поля о подтверждении достоверности и полноты указанных в расчете сведений предусмотрен новый код 3, который проставляется, если сведения в ПФР представляет правопреемник плательщика страховых взносов.

Во-вторых, в 2012 г. сумма превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов (512 000 руб.) облагается взносами по тарифу 10 процентов, которые перечисляются в ПФР (п. 1 ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ, ст. 33.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, далее - Закон N 167-ФЗ). В связи с этим в разделе 2 "Расчет страховых взносов по тарифу" появилась новая строка для отражения взносов, начисленных на суммы превышения предельной величины базы (код строки 252). А по коду строки 260 нужно указать количество физлиц, у которых зафиксировано такое превышение.

Начиная с этого года работодатели начисляют пенсионные взносы на выплаты в пользу временно пребывающих в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), если с ними заключены трудовые договоры на срок не менее шести месяцев либо на неопределенный срок (п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ). В разделе 2 расчета выделены строки для отражения сведений в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих (или пребывающих) в РФ (коды строк 203, 213, 223, 233).

Кроме того, в разделе 2 расчеты по взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование выделены в отдельные блоки.

В-третьих, расширен перечень плательщиков, имеющих право применять льготные тарифы взносов. Каждая категория таких плательщиков должна заполнять соответствующие подразделы раздела 3 "Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов". Часть подразделов содержалась и в ранее действовавшей форме расчета, но есть и новые. Так, подраздел 3.5 заполняют российские организации и предприниматели, которые осуществляют производство, выпуск в свет (в эфир) средств массовой информации (п. 7 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). В подразделе 3.7 отражается информация о соблюдении установленных критериев некоммерческими организациями (за исключением государственных и муниципальных учреждений), применяющими УСН и осуществляющими деятельность в области социального обслуживания, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства, массового спорта (п. 11 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). Подраздел 3.8 заполняется организациями, оказывающими инжиниринговые услуги (п. 13 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).

В форме РСВ-1 ПФР появились новые разделы:

- раздел 4 заполняют и представляют плательщики, доначислившие страховые взносы в текущем отчетном периоде за предыдущие периоды;

- раздел 5 заполняют и представляют плательщики, осуществляющие выплаты членам студенческих отрядов по трудовым и гражданско-правовым договорам за деятельность в таком отряде (п. 1 ч. 3 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).

Следует обратить внимание, что в старой форме расчета отражались сведения, округленные до целых рублей. В новой форме аналогичным образом заполняются лишь некоторые подразделы раздела 3, в остальных же его подразделах, а также разделах 1, 2, 4, 5 сведения указываются в рублях и копейках.

Кроме того, в Порядке заполнения формы расчета указано, что титульный лист, разделы 1, 2 расчета заполняют и представляют все плательщики, состоящие на учете в территориальном органе ПФР (п. 3 Порядка). Если в течение отчетного периода плательщик применяет более одного тарифа взносов, то по каждому из них нужно заполнить раздел 2 (независимо от применения льготных тарифов в отношении выплат отдельным работникам). После заполнения необходимых таблиц в поле "Стр." нужно проставить сквозную нумерацию (п. 3 Порядка).

Напомним, что отчетность по взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование работодатели должны представлять в территориальные органы ПФР (по месту своего учета) не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). Если среднесписочная численность сотрудников плательщика взносов превышает 50 человек за предшествующий расчетный период, расчет в ПФР должен быть представлен в электронной форме (ч. 10 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). Как сообщил ПФР, в целях организации электронного документооборота на официальном сайте фонда в разделе "Работодателям" размещен формат расчета, разработанный в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 15.03.2012 N 232н (Информация ПФР).

 

2. За I квартал 2012 г. отчетность в ФСС РФ нужно представлять по новой форме

Приказ Минздравсоцразвития России от 12.03.2012 N 216н "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и порядка ее заполнения"

 

Минздравсоцразвития России утвердило новую форму - 4 ФСС, по которой производится расчет по страховым взносам на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и от несчастных случаев на производстве, начисленным и уплаченным в отношении физлиц, а также порядок ее заполнения (далее - Порядок). Применять новую форму работодатели должны начиная с отчетности за I квартал 2012 г.

Основное отличие новой формы от действовавшей ранее (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 156н) заключается в том, что Раздел I (расчет по взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) дополнен новыми таблицами. В них производится расчет соответствия условиям, при которых некоторые категории плательщиков имеют право на применение пониженных тарифов взносов. Так, таблицу 4 старой формы разделили на две, и теперь расчет соответствия условиям, перечисленным в п. 3 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ), общественные организации инвалидов вносят в таблицу 4, а компании, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, - в таблицу 4.1. Таблицу 4.2 заполняют указанные в п. 6 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (в старой форме была похожая таблица 4.1). Также новая форма дополнена двумя таблицами для льготных категорий плательщиков:

- таблица 4.3, которую заполняют организации (предприниматели), применяющие УСН и осуществляющие отдельные виды деятельности, перечисленные в (п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ);

- таблица 4.4, которую заполняют некоммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных учреждений), применяющие УСН и осуществляющие деятельность в области социального обслуживания, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства, массового спорта (п. 11 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).

Кроме того, титульный лист формы - 4 ФСС дополнен новыми полями. Так, появилось поле "Прекращение деятельности", которое заполняется только при ликвидации организации или прекращении деятельности предпринимателя. В данном поле указывается буква "Л". Для заполнения поля о подтверждении достоверности и полноты указанных в расчете сведений предусмотрен новый код 3, который проставляется в случае подтверждения представляемых в ФСС РФ сведений правопреемником ликвидированной организации. Некоторые изменения внесены в Справочник шифров плательщиков страховых взносов. Их необходимо учитывать при заполнении поля "Шифр страхователя" титульного листа.

Обращаем внимание плательщиков, что сведения в таблицах 3 (расчет базы для начисления взносов) и 3.1 (сведения, необходимые для применения льгот по п. 3 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ) отражались в рублях, а теперь должны указываться в рублях и копейках.

В новой форме - 4 ФСС сохранено условие об обязательном представлении всеми плательщиками титульного листа и следующих таблиц формы расчета:

- таблица 1 "Расчеты по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";

- таблица 3 "Расчет базы для начисления страховых взносов";

- таблица 6 "База для начисления страховых взносов";

- таблица 7 "Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Все остальные таблицы расчета при отсутствии сведений не заполняются и в органы контроля не подаются (п. 2 Порядка).

В новой форме страницы расчета не пронумерованы, поэтому после заполнения необходимых таблиц в поле "Стр." нужно проставить сквозную нумерацию (п. 3 Порядка).

Напомним, что расчеты по форме - 4 ФСС плательщики, производящие выплаты физлицам, должны подавать в территориальный орган ФСС РФ не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом - квартал, полугодие, девять месяцев, календарный год (ч. 2 ст. 10, п. 2 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). Если среднесписочная численность сотрудников страхователя превышает 50 человек за предшествующий расчетный период, то расчет в ФСС РФ должен представляться в электронной форме (ч. 10 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). Порядок представления отчетности в электронном виде в органы ФСС РФ утвержден Приказом ФСС РФ от 12.02.2010 N 19 "О внедрении защищенного обмена документами в электронном виде с применением электронной цифровой подписи для целей обязательного социального страхования". С 1 января 2012 г. за несоблюдение порядка подачи расчета в электронном виде установлен штраф в размере 200 руб. (п. 2 ст. 46 Закона N 212-ФЗ).

 

3. Затраты на перевозку товаров можно подтвердить или транспортной накладной, или товарно-транспортной накладной

Письмо ФНС России от 21.03.2012 N ЕД-4-3/4681@ "По вопросу документального подтверждения затрат на перевозку грузов автомобильным транспортом"

 

С 25 июля 2011 г. действует новая форма транспортной накладной (Приложение N 4 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272). При этом форма товарно-транспортной накладной N 1-Т (утв. Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78) также продолжает применяться. В связи с этим у налогоплательщиков, которые оплачивают услуги сторонних организаций по перевозке товаров, возник вопрос: какой из этих документов необходим для подтверждения данных расходов?

В 2011 и 2012 гг. Минфин России выпустил ряд Писем, в которых указывал на необходимость одновременного оформления как транспортной накладной, так и товарно-транспортной (см., например, Письма Минфина России от 27.02.2012 N 03-03-06/1/105, от 27.02.2012 N 03-03-06/1/99, от 25.11.2011 N 03-03-06/1/780, от 11.11.2011 N 03-03-06/1/746, от 11.11.2011 N 03-03-06/1/745). Финансовое ведомство отмечало, что данные документы имеют различное назначение: товарно-транспортная накладная подтверждает расходы на перевозку, а транспортная накладная устанавливает порядок организации перевозки грузов.

В других разъяснениях министерство пояснило, что при наличии договора перевозки груза подтверждение затрат на перевозку и факта транспортировки осуществляется на основании как транспортной накладной, так и накладной формы N 1-Т, используемой в бухгалтерском и налоговом учете (см., например, Письма Минфина России от 22.12.2011 N 03-03-10/123, от 24.10.2011 N 03-03-06/1/687, от 02.09.2011 N 03-03-06/1/540).

Следует отметить, что из многочисленных разъяснений финансового ведомства неясно, достаточно ли для подтверждения расходов одного из указанных документов. Ответ на этот вопрос наконец дан в Письме ФНС России от 21.03.2012 N ЕД-4-3/4681@.

По мнению налогового ведомства, затраты на перевозку грузов при наличии договора перевозки можно подтвердить одним документом: или транспортной накладной, или товарно-транспортной накладной формы N 1-Т (документ должен быть оформлен надлежащим образом в соответствии с действующими правилами). В обоснование данного вывода ФНС России указывает, что Налоговым кодексом РФ не устанавливается обязанность иметь оба документа.

 

4. Утверждены коды операций, необходимые для заполнения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур

Приказ ФНС России от 14.02.2012 N ММВ-7-3/83@

"Об утверждении кодов видов операций по налогу на добавленную стоимость, необходимых для ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур"

 

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 были утверждены новые формы документов, применяемых при расчетах по НДС, в том числе журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур. В новой форме журнала предусматривается отражение информации о видах операций в кодированном виде. В соответствии с п. 3 данного Постановления ФНС России выпустила Приказ от 14.02.2012 N ММВ-7-3/83@, которым устанавливаются коды, необходимые для заполнения журнала.

В Приложении к Приказу предусмотрены коды для следующих операций:

- отгрузка или приобретение товаров, работ, услуг (в том числе посреднических услуг), имущественных прав, за исключением операций по кодам 03, 04, 06, 10, 11, 13 - код 01;

- передача или получение оплаты, в том числе частичной, за предстоящую отгрузку товаров, работ, услуг (включая посреднические услуги), имущественных прав - код 02 (для тех же операций, кроме посреднических услуг, по договорам комиссии, если агент совершает действия от своего имени, установлен код 05);

- возврат товара продавцу или получение возвращенного товара от покупателя - код 03;

- отгрузка или получение товаров, работ, услуг (за исключением посреднических услуг), имущественных прав на основе договора комиссии или агентского договора, если агент действует от своего имени, - код 04 (за исключением совершаемых налоговыми агентами операций, для которых предусмотрен код 06);

- передача товаров, работ или услуг для собственных нужд (по пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ) - код 07;

- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления - код 08;

- получение указанных в ст. 162 НК РФ сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, - код 09;

- отгрузка или получение товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе - код 10;

- отгрузка или получение товаров, перечисленных в п. п. 3, 4, 5.1 ст. 154 и подп. 1 - 4 ст. 155 НК РФ, - код 11 (для получения и передачи оплаты в счет поставки таких товаров установлен код 12);

- проведение подрядчиком капитального строительства, реконструкции или модернизации объектов недвижимости - код 13.

Напомним, что до утверждения этих кодов рекомендации по ведению журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур были доведены до налоговых органов и налогоплательщиков Письмом ФНС России от 03.02.2012 N ЕД-4-3/1657@. Приведенные в нем коды полностью совпадают с теми, которые ведомство утвердило рассматриваемым Приказом. Поэтому, несмотря на то что на текущий момент Приказ не прошел процедуру официального опубликования и не вступил в силу, налогоплательщики могут применять данные коды при заполнении журнала.

 

5. Установлена стоимость страхового года на 2012 г.

Постановление Правительства РФ от 21.03.2012 N 208 "О стоимости страхового года на 2012 год"

 

Предприниматели, адвокаты, нотариусы и иные частнопрактикующие лица, не осуществляющие выплат физлицам, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования исходя из стоимости страхового года. Данная стоимость определяется как произведение установленного на начало финансового года минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов в соответствующий внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз. Указанный порядок предусмотрен ч. 1 ст. 14 и ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ).

Правительство РФ утвердило на 2012 г. стоимость страхового года в размере 14 386,32 руб. исходя из тарифа страховых взносов в ПФР (26 процентов) и МРОТ (на 1 января 2012 г. - 4611 руб. в месяц). На 2011 г. аналогичный показатель составлял 13 509,60 руб. (Постановление Правительства РФ от 31.03.2011 N 238).

Напомним, что плательщики страховых взносов, не производящие выплат физлицам, обязаны перечислить взносы за 2012 г. до 31 декабря текущего года в соответствии с ч. 2 ст. 16 Закона N 212-ФЗ. При этом оплата может производиться как единовременно, так и несколькими платежами.

 

 

 

Комментарии

 

1. Может ли неуказание или неправильное указание валюты в счете-фактуре послужить основанием для отказа в вычете НДС?

 

Название документа:

Письмо Минфина России от 11.03.2012 N 03-07-08/68

 

Комментарий:

Минфин России в Письме от 11.03.2012 N 03-07-08/68 рассмотрел вопрос налогоплательщика об указании наименования валюты в счетах-фактурах и пришел к выводу, что указание в счете-фактуре неверного кода валюты либо отсутствие наименования валюты является основанием для отказа в вычете по НДС. Свою позицию ведомство обосновало следующим образом.

Правила заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС, утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее - Правила). Согласно пп. "м" п. 1 этих Правил при реализации товаров (работ, услуг) в строке 7 "Валюта: наименование, код" счета-фактуры указываются наименование валюты, которая является единой для всех перечисленных в счете-фактуре товаров (работ, услуг), и ее цифровой код в соответствии с Общероссийским классификатором валют. При этом в соответствии с п. 7 Правил в случае обнаружения в счетах-фактурах ошибок, не препятствующих налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, новые экземпляры счетов-фактур не составляются. По мнению Минфина России, неверное указание кода или неуказание наименования валюты могут препятствовать идентификации стоимости товаров (работ, услуг) и суммы НДС, указанных в этом счете-фактуре. В связи с этим ведомство рекомендует исправлять счета-фактуры с такими ошибками в порядке п. 7 Правил, а также указывает, что подобные счета-фактуры не регистрируются в книге покупок.

При применении рассматриваемых разъяснений следует обратиться к формулировке Письма: "указание неверного кода валюты в соответствии с Общероссийским классификатором либо отсутствие наименования валюты". Другими словами, ведомство считает каждый из этих факторов достаточным для отказа в вычете. Такая позиция представляется спорной, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 169 НК РФ и п. 7 Правил в счетах-фактурах допускаются ошибки, не препятствующие налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму НДС. Идентифицировать стоимость товара инспекция может, даже если в счете-фактуре верно указан только один из показателей - либо код, либо наименование валюты. Следовательно, такой счет-фактуру перевыставлять не нужно. Однако при несовпадении кода валюты и ее наименования у налогового органа может возникнуть вопрос, какой же показатель считать верным. Поэтому, во избежание конфликтов с инспекцией, при получении счета-фактуры, в котором не указан код или указан код одной валюты, а наименование - другой, рекомендуется иметь какой-либо документ, в котором валюта четко указана, - например, договор. Однако отсутствие судебной практики не позволяет прогнозировать, как к такому документальному подтверждению права на вычет отнесется суд.

При толковании перечисленных Минфином норм налогоплательщику в первую очередь следует обратить внимание на то, что ведомство рассмотрело только два варианта недочетов, которые могут быть допущены при заполнении строки 7 счета-фактуры: неверное указание кода валюты и отсутствие ее наименования. На практике проблемы с контролирующими органами могут возникнуть и при неверном указании наименования валюты, но наличии правильного кода, а также при отсутствии кода, но правильном указании наименования валюты.

Следует иметь в виду, что, в отличие от наименования, код валюты не назван в перечне реквизитов счета-фактуры, установленном п. 5 ст. 169 НК РФ. В силу абз. 3 п. 2 ст. 169 НК РФ невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных п. п. 5, 6 ст. 169 НК РФ, не является основанием для отказа в принятии НДС к вычету. Положения Налогового кодекса РФ имеют приоритет перед иными нормативно-правовыми актами, регулирующими налоговые отношения. Следовательно, инспекция не вправе отказать в вычете по счету-фактуре, в котором не указан код валюты. Судебной практики именно по рассматриваемым реквизитам на данный момент нет, однако аналогичные проблемы возникали и с другими сведениями, которые не являются обязательными в силу ст. 169 НК РФ, но предусмотрены Постановлением Правительства. Например, подобные споры возникали по вопросам указания в счете-фактуре КПП (Постановления ФАС Московского округа от 27.02.2010 N КА-А40/1164-10, ФАС Северо-Кавказского округа от 30.07.2009 N А53-18001/2008-С5-46), общей стоимости товара без учета НДС (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.03.2007 N А19-21888/06-56-Ф02-1216/07) и др. В большинстве случаев споры разрешались в пользу налогоплательщика.

 

2. Как учитываются затраты на модернизацию основного средства, если срок его полезного использования не изменился?

 

Название документа:

Письмо Минфина России от 13.03.2012 N 03-03-06/1/126

 

Комментарий:

При реконструкции, модернизации, техническом перевооружении основных средств, как правило, их первоначальная стоимость увеличивается (п. 2 ст. 257 НК РФ). Если в результате таких мероприятий срок полезного использования основных средств не изменяется, у налогоплательщиков, применяющих линейный метод начисления амортизации, возникает вопрос: как рассчитывать амортизационные отчисления на модернизированный объект?

В рассматриваемом Письме Минфин России указывает, что в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 258 НК РФ в ситуации, когда при реконструкции, модернизации или техническом перевооружении основного средства срок его полезного использования не увеличился, амортизация начисляется с учетом оставшегося срока полезного использования. При этом норма амортизации определяется на дату ввода основного средства в эксплуатацию и впоследствии не изменяется. Тот факт, что первоначальная стоимость объекта увеличилась, не имеет значения.

В таком случае после истечения срока полезного использования основного средства часть его стоимости останется недоамортизированной. Следует отметить, что в данной ситуации финансовое ведомство разрешает продолжать начислять амортизацию и после истечения срока полезного использования до полного погашения измененной первоначальной стоимости. При этом Минфин России подчеркивает, что необходимо использовать прежний механизм исчисления амортизации (см. Письма от 03.11.2011 N 03-03-06/1/714, от 29.03.2010 N 03-03-06/1/202, от 12.02.2009 N 03-03-06/1/57).

Однако в судебной практике по данному вопросу сложился подход, основанный на ином толковании абз. 3 п. 1 ст. 258 НК РФ. Если срок полезного использования модернизированного основного средства не изменился, налогоплательщик вправе доамортизировать объект в течение оставшегося срока полезного использования. Другими словами, он может применить новую норму амортизации, которая рассчитывается исходя из оставшегося срока полезного использования модернизированного основного средства (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 06.04.2011 N КА-А40/2125-11, от 21.09.2010 N КА-А40/10411-10, ФАС Волго-Вятского округа от 17.02.2011 N А29-6272/2007, Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2011 N 09АП-31504/2011-АК, Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.04.2011 N А33-12605/2010).

Таким образом, организация, применяющая линейный метод начисления амортизации, вправе увеличить норму амортизации и доамортизировать модернизированный объект в течение оставшегося срока полезного использования. Однако стоит иметь в виду, что в этом случае необходимо быть готовым к спору с контролирующими органами.

 

 

 

Судебное решение недели

 

Если у налогоплательщика на дату уплаты налога за период, по которому доначислен налог, была переплата, но на момент вынесения инспекцией решения она отсутствует, то привлечение к ответственности за неуплату налога правомерно

(Постановление ФАС Центрального округа от 01.03.2012 N А23-1048/2011)

 

По итогам выездной проверки инспекция доначислила налогоплательщику налог на прибыль, а также приняла решение о привлечении его к ответственности в виде штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога. Организация обратилась в суд, ссылаясь на наличие переплаты по этому налогу на дату, когда у нее возникла обязанность по его уплате за проверяемый период.

Суд первой инстанции требования налогоплательщика удовлетворил частично, оставив в силе решение о привлечении к ответственности. Апелляционный суд решение в указанной части отменил. Суд кассационной инстанции признал законным решение инспекции в части привлечения организации к ответственности в виде штрафа, обосновав свою позицию следующим образом. В п. 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 указано, что неуплата или неполная уплата налога означает возникновение задолженности у налогоплательщика перед соответствующим бюджетом. Если при этом за предыдущий период у налогоплательщика имеется переплата по данному налогу, не зачтенная ранее, занижение суммы налога не ведет к возникновению задолженности. Суд установил, что за организацией числилась переплата на дату уплаты налога за проверяемый период. Однако на момент вынесения решения данная переплата была зачтена в счет погашения текущих и будущих платежей по налогу на прибыль. При таких условиях произведенное доначисление налога ведет к возникновению задолженности, а следовательно, привлечение к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ правомерно.

Следует отметить, что ранее суды занимали сторону налогоплательщика, и, ссылаясь на тот же пункт Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5, приходили к иному выводу. Если по налогу, доначисленному инспекцией в ходе проверки, на дату уплаты этого налога имеется переплата, то оснований для привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ не возникает, даже если на момент вынесения решения по результатам проверки переплата отсутствует, то есть она была зачтена или возвращена (Постановления ФАС Уральского округа от 13.05.2009 N Ф09-2885/09-С2, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2011 N А56-24279/2011).