(495)788-82-02

ПАРТНЕРЫ

 

 

МВТ ТРЕЙД

 


Полезные ссылки
ИФНС России

Новости для бухгалтера


Новости

 

1. Внесены изменения в формы ведения персонифицированного учета в сфере пенсионного страхования

Постановление Правления ПФР от 28.03.2012 N 66п "О внесении изменений в постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 июля 2006 года N 192п";

Информация ПФР от 29.03.2012 "Об изменениях в представлении отчетности по персонифицированному учету";

Информация ПФР от 02.04.2012 "Об отчетности по страховым взносам и сведениям персучета за I квартал 2012 года"

 

Формы персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования установлены Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п. В связи с некоторыми изменениями в законодательстве, касающимися уплаты страховых взносов (Федеральные законы от 07.11.2011 N 305-ФЗ и от 03.12.2011 N 379-ФЗ), ПФР внес поправки в эти формы и в порядок их заполнения. Поправки, перечисленные в Постановлении Правления ПФР от 28.03.2012 N 66п (далее - Постановление N 66п), заключаются, в частности, в следующем.

1) Формы заявлений застрахованного лица о переходе в ПФР из негосударственного пенсионного фонда, а также о переходе из одного негосударственного пенсионного фонда в другой в соответствии с новыми правилами признаны документами персонифицированного учета. Теперь на них распространяются все правила, действующие в отношении такого учета.

Кроме того, изменения были внесены в Инструкцию по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденную Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п (далее - Инструкция). Перечень форм документов персучета был дополнен несколькими документами. В перечень теперь входят сведения о начисленных и уплаченных пенсионных взносах и страховом стаже застрахованных лиц для установления трудовой пенсии (СПВ-1), реестр этих сведений (СЗВ-6-2), сведения по каждому застрахованному лицу (СЗВ-6-1), сведения о суммах выплат и вознаграждений (СЗВ-6-3), а также описи передаваемых в ПФР сведений и документов. Изменения коснулись и содержания некоторых существующих форм, порядка корректировки сведений и содержащейся в формах информации.

2) Внесены изменения в классификатор параметров, используемых в формах документов персонифицированного учета (приложение N 1 к Инструкции). Ими затронуты, в том числе, коды категорий застрахованного лица, используемые для представления сведений:

- за членов экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов;

- за иностранных граждан или лиц без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно проживающих или пребывающих на территории РФ и заключивших трудовой договор на неопределенный срок либо на срок не менее шести месяцев.

3) Рассматриваемым Постановлением N 66п были внесены изменения в правила заполнения форм АДВ-6-2 "Опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР" и АДВ-6-3 "Опись документов о начисленных и уплаченных страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц, передаваемых страхователем в ПФР". В форме АДВ-6-2 теперь нужно также указывать суммы дополнительно уплаченных взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии. Кроме того, в соответствии с новыми правилами (подп. 14 и 15. п. 3 Постановления N 66п) суммы взносов в обеих этих формах указываются не только в рублях, но и в копейках.

4) ПФР уточнил порядок представления и правила заполнения формы СЗВ-6-1 (сведения о начисленных и уплаченных пенсионных взносах и страховом стаже застрахованного лица). Напомним, что данный документ подается, если в отчетном периоде необходимо указать отпуск работника без сохранения содержания или получение пособия по временной нетрудоспособности, а также если нужно заполнить один из следующих реквизитов: "территориальные условия труда", "особые условия труда", "исчисление страхового стажа" или "условия для досрочного назначения трудовой пенсии".

В соответствии с новым порядком форма СЗВ-6-1, тип "корректирующая" представляется в случае выявления ошибок самим страхователем или по результатам проведения проверок территориальными органами ПФР. Корректирующие и отменяющие формы должны быть представлены вместе с исходными формами за отчетный период, в котором была обнаружена ошибка, и сопровождаться формой АДВ-6-2.

Сведения о начисленных и уплаченных взносах подаются и так называемыми самозанятыми лицами, то есть физлицами, не состоящими в трудовых отношениях с организацией, которая уплачивала бы за них страховые взносы, например, индивидуальными предпринимателями, не имеющими работников, или физлицами, работающими на других граждан. В новой редакции п. 71 Инструкции уточнено, что данные лица также подают их по форме СЗВ-6-1 (п. 17 Постановления N 66п).

Внесены уточнения и в порядок заполнения отдельных реквизитов данного бланка. В частности, в абз. 3 новой редакции п. 71 Инструкции указано, что взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии отражаются в размере суммы, начисленной с базы для начисления страховых взносов, но не более чем с предельно облагаемой.

5) Поправки коснулись не только самих форм документов, но и порядка их подачи. В частности, ПФР уточнил порядок формирования пачек документов, подаваемых в Фонд. Соответствующие изменения внесены в п. 11 Инструкции. В основном указанный пункт дополнен сведениями о том, в каком порядке распределяются по пачкам те документы, которые были внесены в перечень документов персучета рассматриваемым Постановлением N 66п. Кроме того, отмечено, что номер каждой пачки документов должен быть уникальным.

ПФР в информационном обращении от 29.03.2012 обратил внимание страхователей на то, что руководствоваться новыми правилами, внесенными Постановлением N 66п, необходимо уже при подготовке отчетности по индивидуальному учету за I квартал 2012 г., то есть уже с 1 апреля текущего года.

 

2. В строке листка нетрудоспособности "ИТОГО начислено" нужно будет указывать сумму пособия по временной нетрудоспособности с учетом НДФЛ

Приказ Минздравсоцразвития России от 24.01.2012 N 31н "О внесении изменений в Порядок выдачи листков нетрудоспособности, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 624н"

 

Рассматриваемым Приказом внесены изменения в Порядок выдачи листков нетрудоспособности, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н (далее - Порядок). 22 апреля указанные поправки вступят в силу.

В связи с внесением изменений внимание работодателей необходимо обратить на следующее.

Во-первых, в строке "ИТОГО начислено" нужно будет указывать сумму пособия по временной нетрудоспособности с учетом НДФЛ. Напомним, что согласно действующим правилам в данной строке указывается сумма, подлежащая выплате застрахованному лицу. Поскольку работнику перечисляется пособие за вычетом НДФЛ, именно эту сумму указывают в данной строке (п. 1 ст. 217, п. 1 ст. 226 НК РФ). Такие разъяснения содержатся в Письмах ФСС РФ от 08.09.2011 N 14-03-14/15-10022, от 28.10.2011 N 14-03-18/15-12956. После вступления в силу изменений, внесенных в абз. 27 п. 66 Порядка, в строке "ИТОГО начислено" будет указываться общая сумма начисленного застрахованному лицу пособия.

Во-вторых, при заполнении больничного листа будет допускаться соприкосновение записей с границами ячеек. Соответствующий запрет исключается из п. 65 Порядка. Однако требование о том, чтобы записи не заходили за границы ячеек, сохраняется.

Следует отметить еще одно изменение. Листок нетрудоспособности считается испорченным при наличии ошибок в той его части, которая заполняется медицинской организацией. Согласно действующей редакции абз. 5 п. 56 Порядка в таком случае выдается новый листок. При этом ФСС РФ в п. 3 Письма от 23.12.2011 N 14-03-11/15-16055 разъяснял, что при оформлении нового листка взамен испорченного проставляется отметка в строке "дубликат". Ведомство подчеркивало, что это необходимо для сохранения порядка регистрации листков нетрудоспособности в журнале лечебно-профилактического учреждения и предотвращения возможных злоупотреблений. Рассматриваемый Приказ устранил данное противоречие. Теперь в абз. 5 п. 56 Порядка будет указано, что листок нетрудоспособности, заполненный с ошибками, считается испорченным и вместо него оформляется дубликат.

 

3. Скидка, предоставляемая перевозчиком пассажиру за накопленные бонусные баллы, не облагается НДФЛ

Письмо Минфина России от 02.04.2012 N 03-04-06/6-84

 

Минфин России рассмотрел вопрос налогоплательщика об исчислении НДФЛ в случае предоставления компанией-перевозчиком скидок пассажирам. Обратившаяся в ведомство организация реализовала программу лояльности. В рамках этой программы пассажиру, оплачивающему поездку на железнодорожном транспорте, начислялись баллы в зависимости от расстояния, на которое он едет. В дальнейшем пассажир мог обменять накопленные на персональном счете баллы на бесплатные поездки либо иные услуги. При этом в проездном документе указывалась стоимость перевозки, уменьшенная на сумму скидки.

Вывод о том, что в описанной ситуации НДФЛ на сумму скидки не начисляется, Минфин России обосновал следующим образом. При определении базы по указанному налогу учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, а также в виде материальной выгоды (п. 1 ст. 210 НК РФ). К доходам, полученным в натуральной форме, в силу подп. 2 п. 2 ст. 211 НК РФ относятся, в частности, бесплатно выполненные в интересах налогоплательщика работы и оказанные ему безвозмездно услуги. В рассматриваемом случае условием получения скидки при покупке железнодорожных билетов (или выдачи бесплатных билетов) является их предыдущая оплата. Следовательно, скидку за начисленные баллы можно рассматривать как скидку с цены, предоставляемую физлицам, которые регулярно приобретают билеты в данной организации. При этом сумма скидки не облагается НДФЛ, поскольку для получения баллов пассажиры несут расходы, оплачивая проездные билеты.

Аналогичные выводы относительно предоставления скидки авиакомпаниями содержит Письмо Минфина России от 13.11.2007 N 03-04-05-01/357. Такой же позиции ведомство придерживается и в отношении бонусных баллов, начисляемых за пользование банковской картой (Письмо Минфина России от 08.11.2011 N 03-03-06/2/169).

 

4. Банковские документы на бумажных носителях и в электронном виде имеют одинаковый срок хранения

Письмо Минфина России от 30.03.2012 N 03-11-11/104

 

По общему правилу налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов (подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ). Это касается и документов, подтверждающих получение доходов, несение расходов, а также уплату (удержание) налогов. Как указал Минфин России, индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, должны соблюдать данную норму, если иные сроки не предусмотрены законодательством. Обращаем внимание, что для указанных налогоплательщиков установлено исключение: при применении УСН с объектом "доходы минус расходы" документы, которые подтверждают перенесенные на будущие периоды убытки, нужно хранить в течение всего срока уменьшения налоговой базы на сумму этих убытков (абз. 7 п. 7 ст. 346.18 НК РФ).

Следует отметить, что для организаций также установлено несколько исключений из общего правила. Прежде всего, юрлица должны соблюдать конкретные сроки хранения документов, перечисленных в Перечне типовых управленческих архивных документов (утв. Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558). Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность необходимо хранить в течение пяти лет (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Кроме того, специальные сроки предусмотрены Налоговым кодексом РФ в отношении документов, которые подтверждают убытки, перенесенные на будущее (при применении общего режима - п. 4 ст. 283, ЕСХН - абз. 7 п. 5 ст. 346.6).

Минфин России также пояснил, что документы электронных систем документооборота между банком и клиентом, в том числе системы "клиент - банк", хранятся в течение таких же сроков, какие установлены для документов на бумажных носителях.

В рассматриваемом Письме финансовое ведомство указало, что данные сроки начинают исчисляться после отчетного (налогового) периода, в котором подлежащий хранению документ в последний раз использовался для составления налоговой отчетности, начисления и уплаты налога, подтверждения полученных доходов и произведенных расходов. Аналогичные разъяснения Минфина России содержатся в Письме от 18.10.2005 N 03-03-04/2/83.

 

5. Разъяснен порядок применения ограничения на привлечение иностранных работников в сфере розничной торговли и в области спорта

Приказ Минздравсоцразвития России от 01.02.2012 N 71н "Об утверждении разъяснения о применении постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года N 1086 "Об установлении на 2012 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации"

 

Допустимая доля иностранных работников, привлекаемых хозяйствующими субъектами в сфере розничной торговли и в области спорта, на 2012 г. установлена Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1086 (далее - Постановление N 1086). Данным Постановлением запрещено использовать труд иностранных работников в сфере розничной торговли алкогольными напитками (включая пиво), фармацевтическими товарами, а также торговли в палатках, на рынках и вне магазинов. А при осуществлении прочей деятельности в области спорта (код 92.62 ОКВЭД) предельная доля иностранных работников составляет 25 процентов от общей численности сотрудников.

Минздравсоцразвития России разъяснило, что для целей применения Постановления N 1086 под иностранным работником понимается иностранный гражданин, временно пребывающий в России и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность (абз. 13 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). Соответственно, на временно и постоянно проживающих в РФ иностранных граждан действие Постановления N 1086 не распространяется.

Кроме того, выделить по каким-либо признакам часть сотрудников-иностранцев, в отношении которых Постановление N 1086 не действует, нельзя. Поэтому указанное Постановление распространяется на всех иностранных работников, находящихся в России на законных основаниях (в том числе на высококвалифицированных специалистов). А значит, как считает Минздравсоцразвития России, хозяйствующие субъекты, заявившие при регистрации виды деятельности, для которых установлено ограничение на использование иностранцев (коды 52.25.1, 52.31, 52.62, 52.63 ОКВЭД), таких работников привлекать не вправе.

Следует отметить, что подобные разъяснения Минздравсоцразвития России давало 24 января 2011 г. по применению Постановления Правительства РФ от 27.11.2010 N 947 (лимит допустимой доли работников в данных видах деятельности в 2011 г. был такой же). В выпуске обзора от 02.02.2011 отмечалась неоднозначность указанных разъяснений и выказана альтернативная точка зрения: установленное ограничение использования труда иностранцев не распространяется на организацию или предпринимателя, которые при регистрации указали виды деятельности с кодами 52.25.1, 52.31, 52.62, 52.63 ОКВЭД, но ни один из этих видов деятельности не ведут.

 

 

 

Комментарии

 

1. Нужно ли налоговому агенту для предоставления вычета на ребенка в двойном размере одному из родителей ежемесячное подтверждение размера дохода другого родителя, отказавшегося от получения данного вычета?

 

Название документа:

Письмо Минфина России от 21.03.2012 N 03-04-05/8-341

 

Комментарий:

Родители вправе ежемесячно получать стандартный вычет на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет. Данный вычет может предоставляться одному из родителей в двойном размере, если другой родитель напишет заявление об отказе от такого вычета (абз. 16 подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). Как считает Минфин России, отказаться от получения вычета на ребенка в пользу другого родителя налогоплательщик может только при наличии у него такого права, засвидетельствованного документально. В качестве подтверждения наличия дохода, облагаемого НДФЛ по ставке 13 процентов, родитель, отказывающийся от вычета, представляет справку с места работы работодателю другого родителя, в пользу которого перераспределен вычет. Однако поскольку вычет на ребенка ограничен предельным доходом физлица в 280 тыс. руб. с начала года (абз. 17 подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ), то такую справку родителю, который претендует на получение вычета в двойном размере, нужно подавать своему работодателю ежемесячно. Иначе вычет на ребенка в указанном размере он не получит.

Однако данное утверждение финансового ведомства не столь однозначно.

Право на получение стандартного вычета на ребенка действительно ограничено рядом условий. Так, вычет может получить родитель, на обеспечении которого находится ребенок (абз. 1 подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). На налоговые вычеты могут быть уменьшены только доходы, облагаемые НДФЛ по ставке 13 процентов (п. 3 ст. 210, п. 1 ст. 224 НК РФ). Кроме того, ежемесячный вычет на ребенка действует до месяца, в котором доход физлица, исчисленный налоговым агентом нарастающим итогом с начала календарного года, превысит 280 тыс. руб. Если такое превышение произошло, то данный вычет не применяется (абз. 18 подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). Соблюдение указанных условий должно учитываться налоговым агентом при определении базы по НДФЛ в отношении доходов того налогоплательщика, которому предоставляется вычет. А значит, при отказе от вычета одного родителя в пользу другого названные условия должны соблюдаться при исчислении налоговой базы в отношении доходов именно того родителя, который этот вычет будет получать.

Согласно абз. 16 подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ стандартный вычет на ребенка один из родителей может получать в двойном размере, если другой родитель откажется от получения вычета. Однако в указанной норме не определен перечень документов, необходимых для отказа, сказано только о заявлении об отказе. Также в ней не регламентируется сам порядок отказа.

В связи с этим ФНС России предлагает следующий вариант действий. Родитель, в пользу которого перераспределен вычет, подает работодателю заявление о предоставлении вычета в двойном размере по причине отказа другого родителя от его получения. Родитель, отказывающийся от вычета, представляет соответствующее заявление, содержащее все необходимые персональные данные (Ф.И.О., адрес, ИНН, реквизиты свидетельства о рождении ребенка, в отношении которого этот родитель отказывается от получения вычета), работодателю родителя, в пользу которого перераспределен вычет. Если родитель, передающий вычет на ребенка, в предыдущем налоговом периоде пользовался вычетом у своего работодателя, то копию заявления об отказе нужно также представить и ему. Описанный порядок отказа от вычета содержится в Письмах ФНС России от 03.11.2011 N ЕД-3-3/3636, от 01.09.2009 N 3-5-04/1358@. В данных разъяснениях не указано, что для получения вычета в двойном размере необходимо ежемесячно представлять справку о размере дохода родителя, отказавшегося от вычета.

В Письме УФНС России по г. Москве от 22.07.2009 N 20-15/3/075382@ изложен несколько иной порядок подтверждения права на получение вычета в двойном размере при его перераспределении. Помимо заявления на указанный вычет и заявления об отказе от вычета необходимо представить налоговому агенту документ, который подтверждает, что родитель, отказавшийся от стандартного вычета на ребенка, действительно не получает его по месту своей работы. В этом документе также должна быть отражена информация о наличии дохода, облагаемого НДФЛ по ставке 13 процентов, и о том, что доход не превышает суммы ограничения (280 тыс. руб.). Следует отметить, что в указанном разъяснении также не отмечается, что этот документ подается ежемесячно.

Соответственно, родитель, в пользу которого перераспределен стандартный вычет на ребенка, вправе получать его в двойном размере, представив своему работодателю заявление о получении такого вычета и заявление второго родителя об отказе от права на вычет. Налоговый агент может предоставлять вычет в двойном размере до месяца, в котором доходы работника превысят 280 тыс. руб., независимо от размера доходов его супруга (супруги). Ведь организация, предоставляющая вычет, не обязана проверять достоверность поданных ей сведений, поэтому не несет ответственности за действия родителя (Письмо ФНС России от 01.09.2009 N 3-5-04/1358@). Тем не менее у налогового агента могут возникнуть сложности. Как они будут решаться на практике, покажет время.

 

2. Необходимо ли восстанавливать НДС по материалам, затраты на покупку которых были списаны на производство, не давшее результатов?

 

Название документа:

Письмо Минфина России от 29.03.2012 N 03-03-06/1/163

 

Комментарий:

Организация начала вести производственную деятельность. Были закуплены необходимые материалы. Однако выпуск продукции не состоялся. В связи с этим у организации возник вопрос о налоговых последствиях прекращения производства.

В комментируемом Письме Минфин России разъяснил, что затраты на производство, не давшее продукции, учитываются в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 265 НК РФ. Расходы признаются в размере прямых затрат на основании акта, утвержденного руководителем или уполномоченным им лицом. Указанные в акте расходы должны быть подтверждены первичными документами.

НДС, принятый к вычету по приобретенным для производства материалам, необходимо восстановить. В обоснование данного вывода финансовое ведомство ссылается на п. п. 2 и 3 ст. 170 НК РФ. По его мнению, из указанных положений Налогового кодекса РФ следует, что нужно восстановить НДС, если приобретенные товары не используются для операций, облагаемых данным налогом.

Однако с последним утверждением Минфина России можно не согласиться. Организация не обязана восстанавливать НДС по материалам, использованным в производстве, которое не дало продукции. Дело в том, что спорный НДС был правомерно принят к вычету при соблюдении всех требуемых условий: товар изначально был приобретен для осуществления операций, облагаемых НДС, принят на учет, на него имелись счета-фактуры (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Относительно первого условия необходимо пояснить, что для вычета НДС значение имеет цель приобретения товара, а не его фактическое использование в этих операциях. Исчерпывающий перечень случаев восстановления налога содержится в п. 3 ст. 170 НК РФ. В нем нет такого основания, как списание затрат на производство, не давшее результатов. Правомерность вывода о необязательности восстановления НДС в указанной ситуации подтверждается Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 13.02.2008 N А56-7342/2007.

Таким образом, организация вправе не восстанавливать НДС по материалам, затраты на покупку которых были списаны на производство, не давшее результатов. Однако данную точку зрения придется защищать в суде.

 

 

 

Судебное решение недели

 

По результатам выездной проверки инспекция вправе начислить к уплате НДС, ранее неправомерно возмещенный по итогам камеральной проверки

(Постановление Президиума ВАС РФ от 31.01.2012 N 12207/11)

 

По результатам камеральной проверки декларации по НДС, в которой налог был заявлен к возмещению, инспекция приняла решение о его возврате из бюджета. Однако в ходе выездной проверки было установлено, что подтверждающие вычет счета-фактуры были выставлены в отношении услуг, облагавшихся по нулевой ставке, то есть налог был возмещен необоснованно. Исходя из этого, инспекция начислила организации ранее возмещенный НДС. В результате процедуры принудительного взыскания налогоплательщик перечислил данную сумму, а после обратился в суд.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций удовлетворили требования организации о признании решения инспекции недействительным, сославшись на то, что в Налоговом кодексе РФ отсутствуют нормы, позволяющие налоговому органу начислять к уплате в бюджет ранее возмещенную сумму налога. Однако Президиум ВАС РФ признал ошибочными выводы судов нижестоящих инстанций, указав на следующее. В Налоговом кодексе РФ не установлен запрет на проведение выездной налоговой проверки в отношении периодов, за которые ранее по решению камеральной проверки был возмещен НДС в порядке, установленном ст. 176 НК РФ. В рамках выездной проверки анализируется больший объем информации. В связи с этим вывод нижестоящих судов о том, что нет необходимости проводить выездную проверку с целью выявления обстоятельств, которые могли быть установлены в ходе камеральной, ошибочен.

Суд кассационной инстанции не признал ранее возмещенные суммы налога недоимкой, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ недоимкой является сумма налога (сбора), не уплаченная в установленный законодательством срок. Однако Президиум ВАС РФ отметил, что задолженность перед бюджетом возникла связи с неправомерным возвратом НДС. Получение организацией незаконного возмещения произошло из-за неправомерного применения налоговых вычетов, поэтому права на возврат НДС из бюджета налогоплательщик не получал. И значит, инспекция была вправе принять решение о привлечении организации к ответственности и потребовать от нее уплаты ранее возмещенных сумм налога.

Некоторые федеральные суды приходили к подобным выводам (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 21.12.2009 N А53-4331/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.07.2011 N А19-19796/10, от 09.08.2011 N А74-3284/2010). ФАС Северо-Кавказского округа, рассматривая данный вопрос, ссылался на Постановление Президиума ВАС РФ от 22.03.2006 N 15000/05, в котором было указано, что принятие инспекцией решений о возмещении НДС по камеральным проверкам не исключает возможности скорректировать эти суммы впоследствии по итогам выездных проверок, если возмещение будет признано необоснованным (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.07.2011 N А63-4978/2009). Этой же позиции в разъяснениях придерживается ФНС России (Письмо от 29.08.2011 N АС-4-2/14018).

В то же время ФАС Восточно-Сибирского округа отметил, что в названном Постановлении Президиума ВАС РФ от 22.03.2006 N 15000/05 не указан порядок восстановления в бюджете сумм необоснованного возмещения (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.11.2011 N А33-17506/2010). Также он обратил внимание на то, что обязанность по уплате налога возникает при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ, а выявленная неправомерность применения вычетов и последующее необоснованное возмещение НДС таким основанием не являются. Следует отметить, что в других решениях ФАС Восточно-Сибирского округа придерживался этого же вывода (Постановления от 02.07.2010 N А19-4798/10, от 09.06.2011 N А33-13813/2010).