(495)788-82-02

ПАРТНЕРЫ

 

 

МВТ ТРЕЙД

 


Полезные ссылки
ИФНС России

НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА. Выпуск от 28.12.2011


1. Ставка рефинансирования ЦБ РФ вновь снижена до 8 процентов годовых
Указание Банка России от 23.12.2011 N 2758-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

Совет директоров ЦБ РФ принял решение о снижении ставки рефинансирования. С 26 декабря 2011 г. ее значение составляет 8 процентов годовых. Напомним, что такой же размер ставки действовал с 28 февраля 2011 г., а с 3 мая она была увеличена на 0,25 процентных пункта.

2. Утверждены новая форма декларации по НДФЛ и порядок ее заполнения
Приказ ФНС России от 10.11.2011 N ММВ-7-3/760@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), Порядка ее заполнения и формата налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ)"

ФНС России утвердила новую форму налоговой декларации по НДФЛ, а также порядок ее заполнения и формат для передачи сведений в электронном виде. Новые форму 3-НДФЛ и формат следует использовать уже при оформлении декларации за 2011 г.
В новой форме учтены изменения Налогового кодекса РФ, вступившие в силу в 2011 году. Напомним, что были установлены особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги (ст. 214.3 НК РФ), а также по операциям займа ценными бумагами (ст. 214.4 НК РФ). В связи с этим лист З декларации по НДФЛ дополнен п. 7, в котором отражаются итоговые показатели по совокупности операций РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги, и п. 8, где определяются итоговые показатели по совокупности операций займа ценных бумаг.
Кроме того, из разделов 1 - 5 формы 3-НДФЛ исключили строку, в которой указывался налог, уплаченный на основании налогового уведомления в связи с сообщением налогового агента о невозможности удержания налога и сумме задолженности налогоплательщика. Теперь выделять эту сумму отдельно не требуется.
Также в названиях некоторых полей титульного листа, которые заполняются в закодированном виде, в скобках указаны коды, необходимые для внесения в соответствующее поле. Такие уточнения появились в следующих полях: код категории налогоплательщика, код страны, код вида документа. Это сделано для удобства заполнения декларации по НДФЛ физлицами - гражданами РФ. Другим физлицам при заполнении формы 3-НДФЛ для указания этих кодов нужно пользоваться приложениями к порядку заполнения декларации.

3. ФНС России утвердила формы декларации по налогу на имущество организаций и расчета по авансовому платежу
Приказ ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895 "Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения"

ФНС России установила новые формы декларации и расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций. Также Приказом от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895 утверждены порядки заполнения этих форм и форматы представления в электронном виде.
В целом новые формы не отличаются от предшествующих за небольшими исключениями. Так, на титульных листах декларации и расчета по авансовому платежу появились новые строки, которые заполняются в случае реорганизации (ликвидации) организации:
- "форма реорганизации (ликвидации)", где информация отражается в закодированном виде в соответствии с Приложением N 2 к Порядку заполнения декларации;
- "ИНН/КПП реорганизованной организации".
Также в новой форме декларации предусмотрены коды для обозначения налогового периода: 34 - календарный год, 50 - последний налоговый период при реорганизации (ликвидации) организации. Ранее возможности изменения кода налогового периода не было, так как в этой строке стоял код 34.
Кроме того, в разделе 2 декларации, который для целей налогообложения заполняется сведениями об остаточной стоимости основных средств по состоянию на соответствующие даты (строки 020 - 140), введена новая строка 141. В ней отдельно отражается стоимость недвижимого имущества. В графе 3 указывается среднегодовая стоимость недвижимого имущества, в том числе льготируемого (графа 4).
Декларация по налогу на имущество организаций по новой форме подается за налоговой период 2011 г., а расчет по авансовым платежам по новой форме - за I квартал 2012 г.

4. Утверждена новая форма декларации по земельному налогу
Приказ ФНС России от 28.10.2011 N ММВ-7-11/696@ "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения"

Декларацию по земельному налогу за 2011 г. необходимо будет представить по новой форме (согласно п. 3 ст. 398 НК РФ не позднее 1 февраля 2012 г.). Форма и порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС России от 28.10.2011 N ММВ-7-11/696@.
Декларация, как и ранее, состоит из титульного листа, раздела 1 "Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет" и раздела 2 "Расчет налоговой базы и суммы земельного налога".
Новая форма была принята в основном в связи с изменением порядка представления отчетности с 1 января 2011 г. Напомним, что в этом году налогоплательщикам не требовалось подавать авансовые расчеты по земельному налогу. В связи с этим в разделе 1 декларации появились строки, предназначенные для указания сумм авансовых платежей (023, 025, 027).
В разделе 2 при внесении в соответствующую строку кода налоговой льготы, установленной на местном уровне, необходимо будет указывать статью нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, которым предоставлена льгота (п. 5.9, 5.19, 5.22, 5.26, 5.28 Порядка).
Кроме того, в п. 2.9 Порядка установлены правила заполнения декларации организацией-правопреемником. В верхней части титульного листа указываются ИНН, КПП правопреемника и наименование реорганизованной компании. ИНН и КПП последней вносятся в соответствующий новый реквизит титульного листа. Также указывается и форма реорганизации (в закодированном виде). Для этого предусмотрен соответствующий новый реквизит титульного листа.

5. Утверждена форма для предоставления сведений организациями, осуществляющими образовательную и медицинскую деятельность и применяющими нулевую ставку по налогу на прибыль
Приказ ФНС России от 21.11.2011 N ММВ-7-3/892@ "Об утверждении формы Сведений о доле доходов организации от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности в общей сумме доходов, о численности работников в штате организации и о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате организации"

Организации, осуществляющие образовательную или медицинскую деятельность, которая включена в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 N 917, вправе применять нулевую ставку по налогу на прибыль (п. 1.1 ст. 284, п. 1 ст. 284.1 НК РФ). Напомним: чтобы воспользоваться данным правом в 2011 г., налогоплательщикам следует до 31 декабря 2011 г. подать в инспекцию заявление с приложенной копией лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности (п. 8 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ, п. 5 ст. 284.1 НК РФ).
Применение льготной ставки ограничено, в частности, следующими условиями:
- учитываемый в целях налогообложения доход от осуществления медицинской или образовательной деятельности должен составлять не менее 90 процентов от всех доходов организации, учитываемых при определении налоговой базы (подп. 2 п. 3 ст. 284.1 НК РФ);
- численность членов медицинского персонала, имеющих сертификат специалиста, в общей численности работников должна составлять не менее 50 процентов непрерывно в течение налогового периода - для организаций, осуществляющих медицинскую деятельность (подп. 3 п. 3 ст. 284.1 НК РФ);
- в штате организации в течение налогового периода должно непрерывно числиться не менее 15 работников (подп. 4 п. 3 ст. 284.1 НК РФ).
Сведения о выполнении данных условий необходимо представлять в инспекцию по окончании каждого налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за этим периодом (п. 6 ст. 284.1, п. 4 ст. 289 НК РФ).
Форма указанной отчетности утверждена Приказом ФНС России от 21.11.2011 N ММВ-7-3/892@.
Отметим, что если сведения не будут представлены в срок, то сумму налога на прибыль необходимо будет восстановить и перечислить в бюджет вместе с пенями (п. 6 ст. 284.1 НК РФ).

6. ФНС России утвердила формы документов, рекомендованные плательщикам ЕСХН для взаимодействии с налоговыми органами
Приказ ФНС России от 16.12.2011 N ММВ-7-3/934@ "Об утверждении форм документов для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей"

ФНС России выпустила Приказ от 16.12.2011 N ММВ-7-3/934@, которым для плательщиков ЕСХН утверждены формы заявления о переходе на данный спецрежим, сообщения об утрате права на применение ЕСХН, уведомления об отказе от ее применения. Все перечисленные формы остались неизменными и содержат те же поля, что и в соответствующих формах, утвержденных в прошлом году Приказом ФНС России от 13.04.2010 N ММВ-7-3/183@.
Поскольку ст. 346.3 НК РФ не установлено обязательное утверждение форм перечисленных документов, а рассматриваемый Приказ не проходил регистрацию в Минюсте России, утвержденные формы не являются обязательными, но рекомендованы к применению плательщикам ЕСХН.
Для использования в работе налоговых органов утверждены: сообщение о несоответствии требованиям применения ЕСХН, сообщение о невозможности рассмотрения заявления налогоплательщика о переходе на спецрежим, а также форма информационного письма. Единственное изменение, внесенное в указанные формы, заключается в том, что в сообщениях теперь не нужно указывать дату вручения документа налогоплательщику.

7. Утверждены новые формы заявления о регистрации и карточки регистрации контрольно-кассовой техники
Приказ ФНС России от 21.11.2011 N ММВ-7-2/891@ "О внесении изменений в Приказ ФНС России от 09.04.2008 N ММ-3-2/152@ "Об утверждении форм заявления о регистрации контрольно-кассовой техники, книги учета контрольно-кассовой техники и карточки регистрации контрольно-кассовой техники"

ФНС России Приказом от 21.11.2011 N ММВ-7-2/891@ внесла изменения в свой Приказ от 09.04.2008 N ММ-3-2/152@, которым были утверждены формы заявления о регистрации контрольно-кассовой техники, книги учета ККТ и карточки регистрации техники.
Самые значительные изменения затронули форму заявления о регистрации ККТ. Теперь самой формой прямо предусмотрена возможность подавать заявление не только при регистрации ККТ, но и при ее перерегистрации или снятии с учета. Заявление в новой редакции Приказа состоит из титульного листа и двух разделов. На титульном листе, в частности, теперь отражается вид подаваемого документа (заявление о регистрации, перерегистрации или снятии с учета), код основания подачи заявления (регистрация, перерегистрация или снятие техники с учета), а также код причины перерегистрации. Следует иметь в виду, что в бланке документа приведены примеры таких причин, однако их перечень остается открытым. Кроме того, на титульном листе появилось поле, которое заполняется при подаче заявления представителем пользователя ККТ, что не было предусмотрено старой формой.
Первый раздел заявления содержит сведения о контрольно-кассовой технике, по которой подается заявление. Помимо информации, которую необходимо было указывать ранее, теперь в заявлении нужно отражать номер версии ККТ (при наличии), серию и учетный номер ее идентификационного знака, заводской номер электронной контрольной ленты (а при перерегистрации или снятии с учета - и ее регистрационный номер), номер и год выпуска средств визуального контроля при ККТ, учетный и индивидуальный номер марки-пломбы и регистрационный номер точки приема платежей. Также в заявлении теперь указывается, входит ли ККТ в состав платежного терминала или банкомата, и если входит - его номер и код доступа для входа в режим налогового инспектора. Более подробно теперь указывается информация о лице, осуществляющем техническую поддержку ККТ.
Второй раздел предназначен для указания адреса места установки контрольно-кассовой техники. Помимо общих сведений, которые указывались и ранее, в новой форме заявления предусмотрены поля, которые заполняются справочной информацией (наименование и другие данные организации, предоставившей в аренду помещение для установки банкомата).
Форма карточки регистрации ККТ дополнена новыми строками для отражения, в частности, сведений о платежном терминале (банкомате), а также о марке-пломбе.
В форму книги учета контрольно-кассовой техники изменения не вносились.
Новые формы вступают в силу с 1 января 2012 г.

8. Бухгалтерскую отчетность за 2011 г. нужно готовить по обновленным формам
Приказ Минфина России от 05.10.2011 N 124н "О внесении изменений в формы бухгалтерской отчетности организаций, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н"

С бухгалтерской отчетности за 2011 г. применяются новые формы, утвержденные Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н. С этого же момента вступают в силу новые положения по бухучету: ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (утв. Приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н) и ПБУ 23/2011 "Отчет о движении денежных средств" (утв. Приказом Минфина России от 02.02.2011 N 11н). С принятием указанных ПБУ Минфин России скорректировал формы бухгалтерского баланса и отчета о движении денежных средств (Приказ от 05.10.2011 N 124н).
Так, в отчете о движении денежных средств изменены отдельные наименования показателей в соответствии с ПБУ 23/2011 и добавлены некоторые строки. Соответственно, в таблицу кодов строк (Приложение N 4 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н), указываемых в данном отчете, введены новые коды.
В некоторых разделах бухгалтерского баланса также уточнены некоторые наименования показателей. Например, в разделе II "Оборотные активы" наименование "Финансовые вложения" заменено на "Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)", а наименование "Денежные средства" на "Денежные средства и денежные эквиваленты". В разделах IV "Долгосрочные обязательства" и V "Краткосрочные обязательства" баланса наименование показателей "Резервы под условные обязательства" и "Резервы предстоящих расходов" соответственно заменены на "Оценочные обязательства".
Кроме того, скорректирована табл. 7 Приложения N 3 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н, в которой организация должна отразить сведения о движении оценочных обязательств за отчетный год - сумму признанных, использованных и списанных оценочных обязательств.
Приложение N 4 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н, которое содержит перечень кодов показателей, дополнено примечаниями для некоммерческих организаций. Они, например, вместо строки "Резервный капитал" по коду 1360 включают строку "Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества".
Приказ Минфина России от 05.10.2011 N 124н вступит в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 г. (отдельные изменения будут применяться с отчетности 2012 г.).



Комментарии

1. Президиум ВАС РФ разъяснил некоторые спорные моменты исчисления налога на имущество организаций

Название документа:
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 N 148 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации"

Комментарий:
Президиум ВАС РФ рассмотрел Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений гл. 30 НК РФ, и выработал рекомендации по некоторым вопросам исчисления налога на имущество организаций, которые изложил в Информационном письме от 17.11.2011 N 148 (далее - Письмо). Этими рекомендациями арбитражные суды будут руководствоваться при разрешении аналогичных спорных ситуаций.
В Письме были рассмотрены вопросы применения различными организациями льгот по налогу и другие спорные моменты судебной практики. Остановимся на некоторых из них подробнее.

1.1. Налог со стоимости приобретенной недвижимости
уплачивается вне зависимости от госрегистрации

Президиум ВАС РФ указал, что в случае приобретения в собственность недвижимости приобретатель становится плательщиком налога на имущество с момента получения зданий по акту приема-передачи и их введения в эксплуатацию независимо от наличия государственной регистрации перехода права собственности (п. 2 Письма). Дело в том, что в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете госрегистрация не является обязательным условием учета объектов недвижимости в качестве основных средств.
Свою позицию Президиум ВАС РФ обосновал ссылкой на Приказ Минфина России от 24.12.2010 N 186н, которым были внесены изменения в п. 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств. Согласно этим изменениям с 1 января 2011 г. объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы, принимаются к бухучету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете вне зависимости от того, поданы или нет на регистрацию соответствующие документы.

1.2. Налоговые последствия признания договора
купли-продажи недействительным

Само по себе признание договора купли-продажи недвижимости недействительным не влечет у продавца обязанности восстанавливать в бухгалтерском учете сведения о переданном имуществе на дату его реализации (п. 9 Письма). В случае фактического осуществления реституции, то есть возврата недвижимого имущества, продавец должен отразить данные финансово-хозяйственные операции на дату их совершения. С этого момента он вновь станет плательщиком налога на имущество в отношении возвращенных объектов.
Президиум ВАС РФ указал, что по смыслу ст. 54 НК РФ налоговые последствия влекут не сами гражданско-правовые сделки, а совершаемые в их исполнение финансово-хозяйственные операции, отражаемые в бухучете. При этом налогом облагается финансовый результат, формируемый по итогам налогового (отчетного) периода на основе данных регистров бухгалтерского учета, в том числе совокупности названных операций, совершенных в этом периоде.

1.3. Лизингополучатель является плательщиком
налога на имущество

Еще один вывод, который отражен Президиумом ВАС РФ в рассматриваемом Письме, касается отношений в рамках договора лизинга. Суд указал, что лизингополучатель является плательщиком налога на имущество, если в соответствии с договором предмет лизинга учитывается у него на балансе в качестве основного средства (п. 3 Письма). При этом не имеет значения тот факт, что собственником лизингового имущества является лизингодатель. Объясняется такая позиция тем, что из взаимосвязанного толкования п. 1 ст. 373 и п. 1 ст. 374 НК РФ следует, что плательщиком налога на имущество организаций является балансодержатель соответствующего имущества.

1.4. Ответственность за непредставление нулевой
декларации и расчета

Налогоплательщик обязан представить в инспекцию декларацию и расчет по авансовым платежам, даже если он пользуется льготой по налогу на имущество и не уплачивает его в бюджет (п. 6 Письма). ВАС РФ указал, что ст. 386 НК РФ не связывает представление декларации и расчетов с наличием суммы налога на имущество к уплате. В Письме рассматривался спор о непредставлении расчета по авансовым платежам, и суд пришел к выводу, что организация, не подавшая такой документ, привлекается к ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ, даже если сумма налога равняется нулю.

1.5. Имущество, требующее доработки, облагается
налогом только по ее окончании

В п. 8 Письма говорится, что если приобретенное имущество требует доведения до состояния готовности и возможности эксплуатации, то оно учитывается в качестве основного средства и облагается налогом только после осуществления необходимых работ и формирования первоначальной стоимости с учетом соответствующих расходов.
В качестве примера ВАС РФ обратился к делу, в соответствии с материалами которого имущество, приобретенное налогоплательщиком по договорам купли-продажи, морально и физически устарело и без соответствующей доработки не могло использоваться в производственной деятельности общества. Эти обстоятельства не позволили сформировать первоначальную стоимость имущества и учесть его в качестве основных средств.

2. Необходимо ли восстанавливать НДС при передаче недвижимости в доверительное управление?

Название документа:
Письмо Минфина России от 14.11.2011 N 03-07-11/311

Комментарий:
В рассматриваемом Письме Минфин России разъяснил, что при передаче недвижимого имущества в доверительное управление необходимо восстановить ранее принятый к вычету НДС в размере, пропорциональном остаточной стоимости данных основных средств. Этот вывод обоснован следующим. Указанная операция не признается реализацией, поскольку передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на данное имущество к доверительному управляющему (п. 1 ст. 1012 ГК РФ). Если же имущество используется в операциях, не облагаемых НДС, то принятый к вычету налог следует восстановить (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ). Указанный подход уже озвучивался Минфином России в Письмах от 08.10.2008 N 03-07-07/101, от 26.09.2008 N 03-07-11/319.
Однако по данному вопросу возможна и альтернативная точка зрения. При передаче имущества в доверительное управление восстанавливать НДС не нужно. Такой подход правомерен в том случае, если доверительный управляющий использует полученную недвижимость в деятельности, облагаемой НДС.
Дело в том, что в п. 3 ст. 170 НК РФ приведен исчерпывающий перечень ситуаций, когда принятый к вычету налог восстанавливается. Передача имущества в доверительное управление напрямую в нем не названа. Указанный вывод подтверждается Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 30.09.2011 N А32-23383/2010.
Таким образом, учитывая нормы налогового законодательства, налогоплательщик имеет правовые основания для того, чтобы не восстанавливать НДС с остаточной стоимости основных средств, переданных в доверительное управление. Однако в этом случае весьма вероятны споры с налоговыми органами.



Судебное решение недели

Суд может рассчитать штраф по редакции ст. 119 НК РФ, вступившей в силу после принятия инспекцией решения о привлечении налогоплательщика к ответственности
(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.12.2011 N А33-16375/2010)

Инспекция провела проверку, по результатам которой налогоплательщик был привлечен к ответственности по п. 2 ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление декларации. Налогоплательщик оспорил данное решение, однако суд первой инстанции признал действия инспекции правомерными.
Суд апелляционной инстанции также признал привлечение к ответственности правомерным, однако сумму штрафа пересчитал, указав на то, что Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ, который уже вступил в силу на момент проведения судебного разбирательства, в ст. 119 НК РФ были внесены изменения. По новой редакции данной статьи сумма подлежащего уплате штрафа существенно меньше той, которую начислила инспекция. Налоговый орган подал кассационную жалобу, в которой отметил, что его решение было вынесено до вступления в силу указанных поправок, соответственно, штраф не может быть пересчитан с учетом таких поправок.
Суд кассационной инстанции признал расчет налоговых санкций судом апелляционной инстанции верным. Довод налоговой инспекции о вынесении оспариваемого решения до вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ не был принят во внимание, так как в соответствии с п. 3 ст. 5 НК РФ и п. 13 ст. 10 данного Федерального закона его положения имеют обратную силу.
Аналогичной судебной практики нет.